Костромская область, развивающая бренд «Сырная столица России», не смогла занять лидирующие позиции среди «сырных» регионов страны. По данным последних рейтингов, «молочной» области не удалось войти даже в двадцатку крупнейших производителей этого продукта.

С ассортиментом у костромских сыроваров все в порядке, а вот объемы подкачали. Фото: Артем Геодакян/ ТАСС

С ассортиментом у костромских сыроваров все в порядке, а вот объемы подкачали. Фото: Артем Геодакян/ ТАСС

В отличие от лидирующей в рейтинге сыроделов Воронежской области, где за два месяца изготовили свыше 11 тысяч тонн сыра, молокоперерабатывающие предприятия Костромской области за весь 2015 год произвели лишь 2,134 тысячи тонн. Этого явно недостаточно для удовлетворения собственных потребностей, не говоря уже о поставках продукции за пределы области. Такая ситуация в регионе, где привыкли гордиться знаменитым на всю страну костромским сыром и молочной породой коров-рекордисток, ввергает в уныние. Так что же мешает Костроме стать сырной столицей России не на бумаге, а в реальности?

Буренкины слезы

Сокращение дойного стада привело к тому, что Костромская область, удовлетворяющая внутреннее потребление по яйцам и картофелю, не смогла в полной мере обеспечить себя молоком и молокопродуктами.

— По итогам 2016 года объем потребления молокопродуктов на душу населения составил 230,2 килограмма, или 71 процент от рациональных медицинских норм. Самообеспеченность региона молокопродукцией составляет 76,8 процента от необходимого, — рассказали в департаменте АПК.

После введения продовольственных санкций многие отечественные производители решили заняться импортозамещением и нарастить производство российских сыров. Однако на территории Костромской области инвесторы-сыроделы неожиданно столкнулись с дефицитом сырья.

— Мы бы и рады увеличить объемы производства сыров, спрос на продукцию есть. Но проблема с сырьем стоит очень остро. Это не дело, когда производителям приходится объезжать личные подворья жителей, буквально по каплям собирая молоко, — пожаловался один из них, попросивший не называть своего имени.

Результаты реализации «молочных» госпрограмм не заставили себя долго ждать. Выступая с ежегодным посланием перед депутатами областной Думы, губернатор Сергей Ситников отметил, что в минувшем году благодаря открытию новых производств и расширению действующих сыроварен выпуск сыров в регионе вырос на 10 процентов.

В департаменте АПК рассказали, что, помимо традиционных твердых сыров — костромского, сусанинского, российского, пошехонского, голландского, гауды, пармезана и прочих, местные сыровары в последнее время заметно расширили ассортимент, начав выпускать популярные мягкие сыры по итальянским технологиям — рикотту, маскарпоне, буррату, моцареллу. При этом спрос на них оказался высоким. По итогам года мягкие сыры в общем объеме регионального производства составили примерно десятую часть — 252 тысячи тонн.

Пармезан за «спасибо»

Не исключено, что костромские «сырные берега» могли бы оказаться более заметными на российском молочном ландшафте, если бы не проблема неплатежей.

Многие производители сыра, молока и сметаны, понадеявшись на обещанные чиновниками субсидии за поставки молочной продукции в социальные учреждения области, заключили контракты со школами, больницами и домами престарелых.Владельцы хозяйств и рады бы нарастить производство молоко, но желающих работать на ферме мало

По программе «Социальное молоко» за 2016 год учреждения социальной сферы региона получили от аграриев 7688 тонн молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко), доля костромских товаропроизводителей в этом объеме составила 5780 тонн. В последнее время поставки заметно увеличились: за шесть месяцев 2017 года учреждения социальной сферы области получили уже более 4,6 тысячи тонн молочных продуктов, при этом доля местной молочной продукции превысила 78 процентов. За выполнение социальных контрактов власти выделили аграриям 5,2 миллиона рублей господдержки. Однако далеко не все потребители вовремя оплачивают основные счета.

Самые большие долги перед предприятиями и крестьянско-фермерскими хозяйствами накопили Костромской район, администрации Нейского района, городов Мантурово, Кологрива и Буя. Их задолженность составляет от 170 до 800 тысяч рублей.

Региональные власти потребовали от глав муниципалитетов в недельный срок ликвидировать просроченную задолженность перед поставщиками товаров.

— Хозяйствам надо заниматься уборочной и заготовкой кормов. Им сейчас приходится прикладывать огромные усилия, чтобы сохранять объемы производства. Необходимо принять исчерпывающие меры по погашению задолженности, — заявил глава региона Сергей Ситников.

Заманят мороженым

Еще одной серьезной проблемой, сдерживающей развитие костромского сыроделия, специалисты считают нехватку квалифицированных кадров на селе.

Чтобы переломить ситуацию, представители отрасли решили внедрить в регионе пилотный профориентационный проект «Костромской молочник: школа юного фермера». Его цель — познакомить детей с работой животноводов и привлечь молодежь в сельское хозяйство. Ожидается, что в течение ближайшего года участниками интерактивных экскурсионных программ с посещением ферм Костромского, Нерехтского, Красносельского и Островского муниципальных районов станет около тысячи ребят. Им предстоит провести на ферме целый день, пообщаться с животными и увидеть полный цикл работы аграриев. Дети узнают об истории сыроделия, станут участниками кулинарных мастер-классов по изготовлению сыра и мороженого из фермерского молока.

— Мы надеемся, что этот проект будет способствовать популяризации бренда «Костромской сыр» и профессии фермера, — рассказала Елена Реброва.

По мнению властей, повысить интерес потребителей и производителей к костромским сырам также помогут и развлекательные мероприятия. Так, 12 августа, в День города, в центре Костромы пройдут «Сырные покатушки» — шуточные состязания по скоростному спуску с Молочной горы голов сыра. А в ноябре в Костроме планируют открыть первый сырный музей, посетители которого смогут узнать не только об истории и технологии изготовления сыров, но и попробовать лакомства в музейной сырной лавке.